1. Направление подготовки (бакалавриат) 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника»
Профиль подготовки 09.03.01.30 Информатика и вычислительная техника
2. Направление подготовки (магистратура) 09.04.01 «Информатика и вычислительная техника»
Профиль подготовки 09.04.01.04 Технология разработки программного обеспечения
Профиль подготовки 09.04.01.11 Вычислительные системы и сети
Профиль подготовки 09.04.01.12 Цифровые интеллектуальные системы управления (Digital intelligent control systems)
В 1963 году ректором Борисовым В.Н. принято решение о подготовке к открытию кафедр по новым образовательным направлениям.
Приказом №76 от 16 февраля 1963 года организована самостоятельная дисциплина «Вычислительная техника» при кафедре высшей математики, на базе которой приказом №285 от 23 июня 1969 года министром высшего и среднего специального образования РСФСР Столетовым В. в Красноярском политехническом институте была организована кафедра вычислительной техники. Заведующим кафедрой был избран и руководил с 1969 по 1980 г. доцент, к.т.н. Борде Б.И.
В 1963 году в лабораториях были аналоговые вычислительные машины МН7 и цифровые устройства, в том числе оригинальный макет символьной ЭВМ на транзисторах. Лаборатории размещались в главном корпусе КПИ. К открытию кафедры работали учебная лаборатория цифровых устройств, мастерская, лаборатория аналоговых устройств, лаборатория аналого-цифровых систем, исследовательская лаборатория цифровых устройств и кафедра.
В 1969 году учебный процесс проходил на отечественных персональных цифровых вычислительных машинах для инженерных расчетов (МИР). Вскоре была приобретена вторая машина МИР-1. Учитывая эффективность обучения на базе МИР-1 в 1973 году в КПИ был организован вычислительный зал для студентов, который являлся общеинститутским подразделением и подчинялся проректору по учебной работе. Вычислительный зал сыграл большую роль в развитии информационных технологий в КПИ.
В 1974 году на кафедре ВТ открыта аспирантура в области вычислительной техники.
В 1976 году ректор утвердил предложение кафедры об организации на базе вычислительного зала вычислительного центра КПИ. Приказом №164 от 9 июля 1976 года Вычислительный центр был размещен в левом крыле главного корпуса. Таким образом, КПИ стал обладать как персональными машинами для инженерных работ, так и серверной машиной международного уровня ЕС ЭВМ (IBM System 360).
Первыми преподавателями были: Борде Б.И. и Кривошеев В.А., окончивший КПИ в 1962 году. В 1964 году ассистентом кафедры стала Кирякова (Бондаренко) Г.С. В дальнейшем кафедра пополнялась выпускниками радиотехнического факультета нашего института и выпускниками Томского политехнического института. В 1965 году, под руководством Борде Б.И., защитили дипломные проекты в области вычислительной техники первые выпускники радиотехнического факультета: С.А.Подлесный, А.В.Сысоев. За ними последовали: А.В.Волкогонов, А.Г.Тюпин, А.М.Строгов, В.П.Нуждин, Ю.Ф.Козак, А.И.Ментовский, Е.А.Вейсов (Казанский авиационный институт), В.Г.Середкин, Е.Н.Каркунов, С.Н.Семенюк, Ф.В.Ян, В.Л.Кузнецов, Е.Н.Кузнецов, Н.Г.Кузьменко, В.В.Коновалов, А.П.Латынцев, А.В.Чернявский, С.В.Коломиец, Ю.Ю.Матерс и др. Выпускники, подготовленные по индивидуальным планам, стали высоко квалифицированными специалистами и защитили диссертации.
В 1978 году начальником вычислительного центра стал Г.М. Цибульский, под руководством которого в 1986 году построен машинный зал на первом этаже главного корпуса с машинами ЕС1046 (IBM 370) и перспективной операционной системой виртуальных машин СВМ (VM IBM), оснащенных коммуникационной подсистемой, обеспечивающей дистанционное решение задач в сети ЭВМ.
По инициативе Борде Б.И. в апреле 1997 года на вычислительном центре был установлен сервер фирмы IBM системы S390, заменивший две ЭВМ ЕС1046, и доступный по сети Internet. В машинном зале, где могла разместиться в 1977 году одна ЕС ЭВМ, сегодня находится класс персональных ЭВМ и сервер с оригинальной системой САПР высокого уровня.
В гермозоне для дисковых накопителей теперь размещаются серверы факультета информатики и вычислительной техники, в том числе WWW-сервер и файл-сервер, на котором хранятся задания студентов и методические материалы преподавателей. Таким образом, помещения вычислительного центра, оборудованные кафедрой вычислительной техники в 1976 году, используется сегодня факультетом информатики и вычислительной техники.
До 1983 года кафедра входила в состав Радиотехнического факультета, с 1984 года по 1990 год – в состав факультета автоматики и вычислительной техники (ФАВТ), а с 1990 года – вышла из состава ФАВТ и вошла, по решению совета КГТУ, в состав вновь организованного факультета информатики и вычислительной техники (ФИВТ), первым деканом которого стал начальник ИВЦ профессор Г.М. Цибульский.
Из кафедры вычислительной техники выросли и другие кафедры факультета: Математическое обеспечение ЭВМ, НейроЭВМ, Систем искусственного интеллекта.
В области вычислительной техники кафедра развивала сотрудничество с ВЦ СОРАН в Новосибирске и Красноярске. Была установлена связь КГТУ с ВЦ СОРАН по решению задач в сети ЭВМ. С ВЦ СОРАН в Красноярске кафедра устанавливает творческое сотрудничество по научной и методической работе, совместному проведению конференций и выполнению проектов под руководством профессоров, чл. кор. РАН. В.Г. Дулова, Ю.И. Шокина и В.В. Шайдурова
Коллективом кафедры под руководством Е.А. Вейсова (1980-1988гг.) была завершена большая организационно-методическая работа по открытию специальности 060800 (ныне 220100) Вычислительные машины, комплексы, системы и сети. Для учебного процесса в 1989 году был построен зал в корпусе «Д» оснащенный мини-ЭВМ СМ2М, организована лаборатории микропроцессорной техники (В.Г.Черепанов, С.В.Суров).
Коллективом кафедры под руководством В.Г. Середкина (1989-1995гг.) проведена научно-методическая работа по переходу на новые образовательные стандарты, и унифицированы учебные планы для инженеров-системотехников. Кафедрой ВТ подготовлено методическое обеспечение и рекомендации по использованию класса персональных ЭВМ и серверов с системой виртуальных машин ЕС 1046 (IBM 370).
В 1991 году на вычислительном центре организован первый в КГТУ класс на базе ПЭВМ IBM PC, под методическим руководством кафедры ВТ, а в 1992 году персональные машины были объединены в сеть. Организованы лаборатории периферийных устройств (В.Г. Середкин) и электроники (В.Б. Лыкова). На кафедре были созданы условия для подготовки кадров высшей квалификации. Первыми профессорами кафедры стали Борде Б.И., Вейсов Е.А., Доррер Г.А., Левин Л.А., Недорезов Л.В.
С 1996-2000гг. кафедрой заведовал профессор КГТУ, к.т.н. Е.А. Вейсов. С построением федеральной отраслевой сети RUNNET и появлением спутниковой системы передачи данных, установленной в КГТУ под руководством профессора Панько С.П., связано появление интернет-технологий в университете. Спроектирована и внедрена информационно-вычислительная оптоволоконная корпоративная сеть КГТУ под руководством профессора Вейсова Е.А. и начальника ИВЦ ФИВТ Киселева О.И. Совместно с ИВМ СО РАН под руководством чл.-кор. РАН Шайдурова В.В. ведутся работы по разработке региональной информационно-вычислительной сети научных и образовательных учреждений Красноярского края.
С 2000 г. коллективом кафедры под руководством Л.И. Покидышевой проведена научно-методическая работа по лицензированию и открытию магистратуры направления 552800 «Информатика и вычислительная техника» по пяти магистерским программам. В 2000 году осуществлен переход на новые образовательные стандарты.
В 2008г. кафедра ВТ была реорганизована, путем присоединения к ней кафедр: Нейро-ЭВМ и Вычислительного эксперимента и образования в ее составе следующих научно-учебных лабораторий:
№17-07-00288 Архитектурно-независимая разработка параллельных программ на основе функционально-потоковой парадигмы 2017-2020 г.г.
№ 20697 Разработка имитатора БКУ КА 14Ф160 2018-2019 г.г.
№ 20686 Разработка и отладка программно-аппаратного имитатора БКУ КА 14Ф152/14Ф151 2017-2020 г.г.
02.G25.31.0202 «Создание высокотехнологичного производства современной угломерной спутниковой навигационной аппаратуры на основе российской элементной базы класса "система на кристалле». 2016-2017 г.г.
573545-EPP-1-2016-1-DE-EPPKA2-CBHE-JP. Erasmus+ Project «Applied curricula in space exploration and intelligent robotic systems (Прикладные образовательные программы в области космических исследований и интеллектуальных робототехнических систем) / APPLE», European Education, Audiovisual and Culture Executive Agency, 2016-2019 г.г,
№ 14.575.21.0081 Разработка перспективных методов и средств повышения автономности функционирования низкоорбитальных и геостационарных космических аппаратов, основанных на использовании высокоточных навигационных измерений многоканальными приемниками глобальных навигационных спутниковых систем. 2014-2016 г.г.
№ 14.578.21.0021 «Разработка многофункционального бортового комплекса управления для малых космических аппаратов с использованием радиационно-стойкой элементной базы Российского производства класса "система на кристалле"» 2014-2016 г.г.
№ 14.578.21.0116 «Разработка архитектуры СБИС класса Система на кристалле для создания угломерного навигационного приемника» 2015-2017 г.г.
№13-07-00908-А. «Мониторинг нарушений слуха мигрантов Севера коренного и пришлого населения Красноярского края с характеристикой адаптации соматического и нервно-психического статуса в процессе переселения», 2013-2015 г.г.
№13-07-00814-А. «Исследование и разработка методов и программных средств для анализа сложных систем при адаптации к кризисным ситуациям», 2013-2015 г.г.
№ 10313. Разработка комплекса мобильного автоматизированного специальных испытаний радиоэлектронной аппаратуры. 2013-2014 г.г.
№ 14-04-01005. Компонентный анализ сезонной и суточной динамики прироста и изменений водного режима деревьев на основании комплексных данных высокоточных систем экологического мониторинга. 2014 г.
№ 14.513.11.0117 Разработка методов моделирования для создания систем управления и контроля исполнительной прецизионной автоматики космических аппаратов связи, навигации и геодезии. 2013 г.
№ 14.А18.21.0396. Инструментальная поддержка архитектурно-независимой разработки параллельных программ на основе функционально-потоковой парадигмы параллельного программирования. 2012-2013 г.г.
№ 14.А18.21.0431. Разработка методов и микроэлектронных систем управления исполнительной прецизионной автоматикой космических аппаратов с повышенным сроком активного существования. 2012-2013 г.г.
№ Б-6. РФ "Анализ основополагающих механизмов координации ростовых процессов первичных и вторичных меристем в морфогенезе древесных растений". 2012-2013 г.г.
№ 02.740.11.0508. Разработка элементной базы микроэлектроники, методов и средств микроэлектронного управления для энергопреобразующей аппаратуры перспективных космических аппаратов. 2010-2012 г.г.
№ 20009. РФ Развитие СФУ. Разработка методов и приборов для определения углеводородов в атмосфере с целью разведки месторождений углеводородного сырья на территории Красноярского края. 2008 г.
№ 20014 «Разработка схемотехнических решений и проведение макетно-экспериментальных работ по созданию энергопреобразующей аппаратуры для перспективных космических аппаратов» 2007-2011 г.
№ 06.01.019 НТП МО РФ 208.06 - Электроника НИР: «Комплекс проектирования микропроцессорных систем» 2003 г.
Астриков Дмитрий Юрьевич - Инженер отдела интернет-технологий ЗАО “Красинформ” Выпуск 2012, специальность “Вычислительные машины, комплексы, системы и сети” "Учеба в университете, несомненно, дает базовые знания, которые позже пригождаются при изучении новых технологий, которые реально используются в работе. Из всего того, что в университете нам было дано, наиболее полезными оказались технические науки – особенно программирование. Оглядываясь назад, скажу, что я бы предпочел получить более глубокие – и, что важно, приближенные к реальности – курсы интернет-программирования и программирования БД. Сейчас я, как человек, запустивший несколько собственных успешно работающих интернет-проектов, могу сказать, что талантливому специалисту необходимо всегда стремиться делать собственные проекты, быть в курсе новых технологий своей отрасли, быть в курсе тенденций рынка, внутри которого вы работаете. Также очень важно общаться с людьми, работающими внутри вашей отрасли, т. к. без этого профессиональный рост невозможен."
_____________________________
Васильев Владимир Сергеевич - Инженер-программист ООО «ПТМ-ТЕСТ» Выпуск 2012, специальность “Информатика и вычислительная техника” "Учеба в университете оказалась для меня весьма полезной, однако сейчас я считаю, что нам не хватало злых и требовательных преподавателей. Курсы программирования, баз данных и искусственного интеллекта мне явно пошли на пользу, однако для полного счастья не хватало изучения алгоритмов и структур данных, функционального программирования и трансляторов – кстати, в соседних группах эти предметы были. Нынешним студентам рекомендую чаще посещать занятия и развиваться профессионально вне университета."
Гладышев Антон Михайлович - Директор по IT ЗАО “Крас-информ” Выпуск 2004, специальность “Вычислительные машины, комплексы, системы и сети” "Учеба в университете оказалась для меня достаточно полезной - и больше всего мне пригодились курсы программирования и теория баз данных. Вообще, предметов у нас в программе хватало – кое-какие и убрать можно было бы смело. Нынешним студентам же хотелось бы сказать - решите, чем хотите заниматься после учебы, и начните изучать нужные для этого области знаний. Предметов в программе, быть может, и много, но не всегда программа соответствует современным реалиям. Спросите практикующих в данной области знакомых, какие технологии и знания актуальны сейчас, и пробуйте их изучать и применять в рамках предметов и задач, которые ставятся преподавателями."
Зайцев Алексей Владимирович - Software engineer CNET dFactory Sarl Выпуск 2012, специальность “Вычислительные машины, комплексы, системы и сети” 4-кратный победитель Стипендиальной программы В. Потанина (2008-2009, 2009-2010, 2011-2012, 2013-2014гг), стипендиат конкурса госкорпорации «Росатом» (2013г), получатель правительственных и президентских стипендий, соавтор научной статьи по дискретной математике, а также волонтёр XI Паралимпийских игр в Сочи 2014. "Если рассматривать учёбу с практической точки зрения, то дисциплин, которые реально пригодились мне в дальнейшем на работе, на самом деле, достаточно много: программирование, линейная алгебра, дискретная математика, информатика, сети и многие другие, длинные названия которых уже не вспомнить, но то, чему нас пытались научить, ещё не забылось. Остаточные знания – это и есть тот багаж, с которым вы выйдете в мир, и который поможет вам на первых порах. Но, конечно, это при условии, что ваша профессия будет хоть как-то связана с тем, на кого вы учитесь. В противном случае, не совсем понятно, зачем вы вообще сюда поступали. С другой стороны, главная польза от обучения в вузе заключается вовсе не в дипломе и специальности в нём, а в самом процессе. Вас учат учиться. Университет – это тренажёрный зал для мозгов. «Прокачавшись» на чисто теоретических задачах, которые в большинстве своём не несут практической пользы, но которые сложнее многих тех, что вам придётся выполнять в дальнейшем, вы будете более подготовлены к нестандартным задачам, которые обязательно будут возникать в процессе работы и не только. И с этой точки зрения специальность, в принципе, не важна, но, согласитесь, гораздо приятнее проводить время за тем, что тебе интересно, чем изо дня в день выполнять работу, которая тебе не нравится. Поэтому единственный совет, который хотелось бы дать нынешним абитуриентам и студентами младших курсов – занимайтесь тем, что вам нравится. Или, на худой конец, тем, что вам не нравится меньше всего. Не идите на поводу у родителей и модных тенденций. Хороший специалист в любой области всегда будет востребован, даже если рынок кажется перенасыщенным. А стать таким специалистом можно только в том случае, если вам нравится ваше дело. Потому что после окончания университета, учёба только начинается. Только в ней уже не ставят оценок и не сдают экзаменов. И от того, как хорошо вы научились учиться в институте, зависит ваше будущее. Тем более сейчас, когда на специальных сайтах можно прослушать абсолютно любые лекции от лучших преподавателей совершенно бесплатно, умение самообразовываться особенно ценно. Напоследок хочу напомнить, что студенчество – это один из лучших периодов в жизни, поэтому постарайтесь провести его не только за партами, но и весело отдыхая в компании своих друзей. Как говорится, в старости никто не будет вспоминать ваши презентации в PowerPoint."
Кадышева Надежда Олеговна - Системный администратор ООО “Мульти-нет плюс” Выпуск 2011, специальность “Вычислительные машины, комплексы, системы и сети” "Полученные в университете знания помогли мне быстрее освоиться в работе; особенно полезными оказались курсы по сетям ЭВМ и системному программному обеспечению. Хочется отметить, что выбравшему для себя какую либо профессию в it-области, нужно быть готовым к тому, что эта область постоянно развивается, меняется и растет. К счастью, преподаватели на кафедре ВТ очень отзывчивые и всегда поддержат и направят вас в нужную сторону. Хочу пожелать успехов в учебе и профессионального роста!"
Пушкарёв Кирилл Владимирович - Ассистент ИКИТ СФУ Выпуск 2010, «Информатика и вычислительная техника» "Учёба в университете была важным этапом становления моей профессиональной культуры и мировоззрения, способствовала развитию навыков коммуникации и самообучения. Большую практическую пользу принесли предметы, связанные непосредственно с программированием: программирование, технология программирования, объектно-ориентированное программирование и т. д. Для научной работы очень пригодились математические дисциплины: мат. анализ, высшая алгебра, теория вероятностей, методы оптимизации. Вообще, предметы, которые я изучал, тесно взаимосвязаны, и трудно рассматривать их в отрыве друг от друга. Например, оптимизация программ требует понимания как алгоритмической (теория алгоритмов), так и технологической (операционные системы, архитектура ЭВМ, микропроцессорные системы) стороны проблемы. Теория алгоритмов, в свою очередь, опирается на мат. логику, матанализ и теорию вероятностей, а микропроцессорные системы — на теорию автоматов и цифровую схемотехнику. Добавление некоторых предметов или углублённое изучение существующих могло бы быть полезно, но научить специалиста всему в университете невозможно. Допустим, мне бы пригодилось вариационное исчисление, но большинству однокурсников оно было бы не нужно. В зависимости от того, чем будущий специалист будет заниматься, одних знаний будет не хватать, другие окажутся невостребованными. Учёба в университете заложила достаточную базу, остальное достигается самообучением и практикой. Нынешним студентам настоятельно рекомендую: • Изучать английский язык — почти вся техническая документация, не говоря уже о научных статьях, на английском языке. • Не пренебрегать изучением математики, особенно будущим учёным и программистам, — это необходимо для понимания принципов анализа эффективности алгоритмов и точности вычислений, понимания описаний методов и алгоритмов и т. д. • Учиться самообучаться, правильно формулировать вопросы и находить на них ответы."
Хайруллин Тахир - Директор ООО “Аксистем” Выпуск 1998, специальность “Вычислительные машины, комплексы, системы и сети” "Поступал еще в Политехнический институт, когда мне было 16 лет. Понять в этом возрасте свою профессиональную предрасположенность конечно очень сложно. В дальнейшем вектор развития и карьеры и личной жизни был определен этим выбором, как наверно у большинства остальных моих сокурсников. На практике более всего пользы мне принесло все что связанно с программированием – эти предметы дали системное мышление и возможность практического применения знаний. Вообще, чего только у нас не было из предметов, даже Турбо-Пролог и культурология; не успевали отмахиваться на сессиях. Если серьезно – то недостатка в предметах по специальности не было. Пока я только иду к достижениям, которыми мог бы реально гордиться; студентам же хочу посоветовать начинать монетизацию своих интеллектуальных возможностей начиная с 3-4 курсов. Ставьте себе большие цели и задачи, чтобы через 15-20 лет вам было чем гордиться."